31 августа — 1 сентября в китайском городе Тяньцзине пройдет саммит Шанхайской организации сотрудничества и заседании «ШОС плюс» в котором также примет участие Президент РК Касым-Жомарт Токаев. В материале Kazinform мнение казахстанских экспертов о том, как пройдут встречи на высоком уровне в Поднебесной и чего ожидать от предстоящего саммита.
Сегодня ШОС является одним из авторитетных и влиятельных международных объединений, которое вносит вклад в стабильное развитие Евразийского континента. В то же время, Казахстан и Китай выстроили устойчивую архитектуру всестороннего стратегического партнерства, основанную на Совместном заявлении о вечном стратегическом сотрудничестве, подписанном в 2019 году. Это соглашение охватывает такие ключевые направления как экономика и инвестиции, безопасность, образование и цифровые технологии и наполняется содержанием через сеть отраслевых соглашений и совместных проектов.
Казахстан усиливает роль транзитного узла, развивая порты, переходы и автомагистрали, связывающие Азию и Европу. Кроме того, в гуманитарной сфере особую роль сыграли годы туризма: поток туристов из Китая вырос на 50%, также действует безвизовый режим.
Так, ключевой саммит 2025 года пройдет под председательством Китая, на котором ожидается утверждение новой стратегии развития организации до 2035 года. Предстоящее событие углубит многоуровневое взаимодействие и расширение кооперации в таких сферах, как цифровая экономика, развитие зеленых технологий, транспорт и гуманитарные обмены. Центральная Азия в этой архитектуре становится не только ядром организации, но и катализатором региональной дипломатии нового типа – способной согласовывать интересы и стандарты между разными цивилизационными и экономическими блоками.
Роль ШОС для Центральной Азии
Шанхайская организация сотрудничества – это не просто клуб государств, а стратегическая платформа, где формируются новые формы многостороннего взаимодействия. Это так называемая «лаборатория будущего», где развивается формат взаимодействия «регион-регион». Как отмечает старший эксперт Отдела азиатских исследований КИСИ при Президенте РК Жадыра Асеткызы, в Душанбинской декларации 2021 года Центральная Азия официально была названа «основой ШОС», что подчеркивает её ключевую роль в стабильности и развитии этой организации.
— Центральноазиатский регион, через инициативы Казахстана и других стран, рассматривается не только как опорный регион ШОС, но и как драйвер межрегиональных и межблоковых взаимодействий: формируются связи ЦА-ЕС, ЦА-АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) и ЦА-Ближний Восток. Эти новые форматы способствуют усилению роли Центральной Азии как важного связующего звена в формирующейся многополярной архитектуре международных отношений, — комментирует эксперт.
Спикер также отмечает, что вызовы XXI века – это ускоренное развитие искусственного интеллекта и технологическая трансформация, климатические кризисы, проблемы продовольственной и энергетической безопасности. Все это требуют принципиально новых форматов международных отношений.
— В этих условиях важно договариваться не только отдельным странам, но и целым регионам, согласовывать стандарты и подходы между разными экономическими и правовыми системами. В таких условиях миру потребуется новый тип взаимодействия, когда не только отдельные страны, но и целые регионы будут договариваться между собой напрямую, координируя стандарты и подходы в разных системах. Это требует иной дипломатической компетенции – умения вести диалог между разными политико-экономическими моделями, выстраивать «мосты» между несовпадающими правовыми и технологическими платформами, — сказала Жадыра Асеткызы.
Важно, что ШОС как раз и выступает площадкой для обкатки таких навыков и форматов. В 2024–2025 годах усилия ШОС направлены на укрепление интеграции через экономическое, гуманитарное и безопасное сотрудничество.
Где будет основной акцент
На саммите ШОС и встрече в формате «ШОС +» ожидается подписание Стратегии развития организации до 2035 года, а также пакета ключевых документов, включая «Тяньцзиньскую декларацию».
Эксперты прогнозируют, что Президент Казахстана представит предложения в таких направлениях:
Укрепление региональной инфраструктуры и логистики. Казахстан может активнее продвинуть роль Астанинского финансового центра как платформы для привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты ШОС, а также развитие транзитных логистических коридоров, включая «Пояс и путь» и сухопутные маршруты через Центральную Азию.
Расширение экономического и инвестиционного сотрудничества. Основной акцент – стимулирование торговли, цифровизации и промышленного взаимодействия через создание совместных проектов и платформ, что соответствует нынешнему тренду углубления технологического и торгового сотрудничества.
Экологическая устойчивость и «зеленый» переход. Ожидается предложение конкретных механизмов взаимодействия по возобновляемой энергетике, энергоэффективности и экологическим стандартам, что актуально в рамках глобального курса на устойчивое развитие и озвученных на саммите направлений.
Цифровая повестка и безопасность данных. По данному вопросу, могут быть инициативы по развитию цифровой инфраструктуры, обмену данными, кибербезопасности и созданию коллективных платформ для цифрового сотрудничества – логичное продолжение глобальных трендов в технологиях и цифровой экономике.
Гуманитарное и образовательное взаимодействие. Казахстан, обладая опытом реализации проектов в сфере образования и культурного обмена (например, Luban Workshops и образовательные центры). Перспектива инициировать новые совместные программы подготовки кадров и научно-технического сотрудничества.
Напомним, что после саммита Шанхайской организации сотрудничества в Астане в июле 2024 года Китай официально принял на себя ротационное председательство в ШОС на 2024–2025 годы.
Ранее мы писали о том, что ожидают международные эксперты КНР о Тяньцзинском саммите.
Как ранее сообщили в МИД КНР, по итогам Тяньцзинского саммита ожидается подписание Стратегии развития ШОС до 2035 года и ряд других документов.
Источник:.inform.kz