2% от добычи на Кашагане: почему власть так дёшево оценивает казахстанскую нефть?

0 minutes, 5 seconds Read
поделиться в социальных сетях

Соглашение о разделе продукции во всём мире считается коррупционным преступлением. Огромную выгоду от СРП получают международные консорциумы нефтяных гигантов, а не страна-владелец природных богатств. У республики таких контрактов несколько и связаны они с разработкой самых крупных месторождений, включая «бриллиант в короне Казахстана» — Кашаган, от которого мы получаем всего 2% после добычи нефти.

У правительства Казахстана всегда было много ожиданий и больших надежд от кашаганского проекта. Казахстанцы с нетерпением ждали его запуск и первую добычу после 16 лет с момента коммерческого обнаружения. Однако после масштабной аварии в августе этого года международные консорциумы, похоже, навсегда лишили Казахстан выгод от этого проекта. Вероятно, наступила пора расстаться с консорциумом Кашагана, возглавляемый Shell и Eni, и взять месторождение под контроль государства?

Редакция Orda.kz попыталась разобраться, сколько средств теряет Казахстан из-за СРП

Соглашение о разделе продукции: как делят средства правительство и нефтяные гиганты

Соглашение о разделе продукции (СРП) – это договор, по условиям которого иностранный инвестор получает право на добычу полезных ископаемых, оставляя часть добытого себе; другую часть получает государство. Впервые соглашение о разделе продукции или, иными словами, «продакшн шеринг», заключили в Индонезии в 1966 году.

Согласно СРП, часть добываемой продукции становится возмещением затрат нефтяной компании (Сost oil – компенсационное нефтегазовое сырьё), а оставшаяся часть делится между сторонами в определенной пропорции (Profit oil– прибыльное нефтегазовое сырье).

Обычно СРП включает сложные формулы расчёта прибыльной нефти, что зачастую выгодно нефтяным компаниям, а не государству-владельцу месторождения. Кроме того, чем больше заплатит консорциум при реализации проекта, тем прибыльнее он будет для него.

То есть, механизм СРП «стимулирует» увеличение затрат при реализации проекта. В связи с этим, нефтяные предприятия привлекают своих партнеров из числа сервис-компаний или аффилированные организации для оказания услуг. По сути, инвестиции консорциума переходят из одного их кармана в другой. Для этой цели консорциумы используют различные лазейки в процедурах закупа, чтобы обходить государственный контроль.

Первые годы независимости стали сложными для Казахстана и все иностранные инвестиции проводились под гарантией государства. Выход к Каспию стал для республики прекрасной возможностью привлечь энергетические компании. Но у страны не было ни финансовых, ни технологических возможностей для разведки, поэтому единственным решением стало заключение СРП с крупными транснациональными энергетическими консорциумами.

Источник:orda.kz

СОВЕТУЕМ ПОСМОТРЕТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *